Стартап — это компания, созданная для поиска повторяемой и масштабируемой бизнес-модели. Повторяемость — это возможность многократно продать конечное решение. Масштабируемость — возможность быстрого роста проекта с точки зрения его основных показателей (число пользователей/клиентов, выручка, капитализация и т.п.).
В данном разделе будет рассмотрено, что такое стартап, чем он отличается от «традиционного» бизнеса и какие стадии проходит в своем развитии, а также — какие принципы и подходы в работе над стартапом являются эффективными.
Успех любого бизнеса зависит одновременно и от идеи и от качества её реализации. Под бизнес-идеей мы понимаем совокупность рыночной потребности, планируемого решения, модели монетизации и её финансовых параметров, характеристик целевого рынка, каналов продвижения и продаж. Эти характеристики вместе образуют также бизнес-модель.
Из данного раздела вы узнаете, по каким признакам можно отличить бизнес-идею с высоким потенциалом, что входит в бизнес-модель и как ее описывать для своего продукта.
Результат прохождения модуля:
Описание бизнес-идеи в формате 10/50
Заполненный шаблон бизнес-модели Lean Canvas
Процесс запуска стартапа строится из проверки предположений. Предположения, которые подлежат проверке, называются «гипотезами». Гипотезы в результате проверки через проведение экспериментов и сбор данных могут подтвердиться и стать фактом, либо могут быть опровергнуты, и в этом случае необходимо выдвигать новые гипотезы.
В данном разделе будет рассмотрена методика работы с гипотезами и операционными задачами — как их ставить, проверять, и делать выводы из полученных данных.
Результат прохождения модуля:
Сформированные гипотезы ценности для проверки их в период акселерационной программы.
Любой инвестор знает – хорошая команда стартапа гораздо важнее, чем хорошая бизнес-идея или даже готовый продукт. Так слабо замотивированная команда может «убить» любую удачную идею, и наоборот, блестящая команда сможет сделать из посредственной идеи прибыльный бизнес.
В данном разделе будет рассмотрено, какие члены команды нужны на старте, где их искать, как мотивировать, а также какие ошибки основателям следует не допускать в начале работы.
Результат прохождения модуля:
- Понимание о необходимом функционале и недостающих компетенциях текущих членов команды проекта
- Подписанные соглашения о распределении долей и/или опционов между участниками команды
Любой бизнес начинается с осознания того, кто будет пользоваться вашим продуктом и платить за него. От того, насколько детально вы будете понимать, кто является вашим клиентом, зависит то, как вы будет продавать свой продукт. Важно указать не только пол и возраст ваших клиентов, но также расписать и множество других характеристик.
В данном модуле будут рассмотрены первые самые важные шаги в создании собственного бизнеса — определение целевой аудитории для продукта и тестирование полученных предположений при помощи интервью.
Результат прохождения модуля:
- Составленный портрет представителя целевой аудитории
- Составленный скрипт для проблемного интервью
- Таблица с полученными результатами интервью и выводами из них (ТДС)
Экономика продукта — инструмент, который позволяет оценить возможность заработать на своей идее. Кроме того, этот инструмент связывает между собой следующие сущности: ваши цели на бизнес (долгосрочные), метрики продукта (что нужно изменить) и задачи по изменению метрик. Таким образом, вы можете принимать решения на основе данных и видеть, как принятые вами решения влияют на достижение вашей целей.
В данном модуле будет рассмотрен подход к принятию решений в бизнесе на основе данных, основные ошибки, которые допускаются предпринимателями при работе с данными, а также применение теории ограничений для принятия решений.
Результат прохождения модуля:
- Понимание о том, как моделируется экономика продукта, каким образом различные метрики влияют на достижение целей
- Умение находить оптимальную конфигурацию метрик для достижения целей бизнеса
Понимание рынка является важным вопросом при создании бизнеса. Чтобы инвестор вложил деньги в вашу идею, вы должны показать, сможете ли вы заработать для инвестора больше денег, когда он продаст купленную у вас долю на следующих этапах инвестирования. Потенциальная стоимость вашей компании в будущем зависит от того, каких размеров рынок, на котором работает ваша компания, как он устроен с точки зрения зрелости, имеющихся игроков и темпов его развития.
В данном модуле мы рассмотрим, что такое рынок и его параметры, а также разные способы расчетов рынка.
Результат прохождения модуля:
Рассчитанный несколькими способами объем рынка для вашего продукта.
Ключевое отличие MVP от прототипа заключается в том, что прототип предназначен для отработки механизмов взаимодействия продукта и клиента, а MVP предназначен для тестирования продуктовых гипотез. Задача прототипа — доказать, что продукт в принципе возможно реализовать, и показать, как он будет работать. Задача MVP – получить данные в результате эксперимента, которые приведут к подтверждению или опровержению гипотез бизнес-модели.
В данном модуле мы рассмотрим инструменты быстрого прототипирования, задачи прототипа и MVP, какие бывают виды MVP.
Результат прохождения модуля:
Разработанный макет MVP продукта
Венчурное финансирование отличается от классического небольшими суммами инвестиций, высокой отдачей от вложенных денег в случае успеха стартапа, и в то же время очень высокими рисками невозврата. В связи с этим есть и определенные особенности в тех требованиях, которые венчурные инвесторы предъявляют к стартап-проектам.
В данном модуле мы рассмотрим критерии отбора венчурных проектов, подходы венчурных инвесторов к оценке стартапов, особенности выхода на каждой стадии развития проекта, особенности корпоративного управления, а также основные правила составления презентации для инвестора.
Результат прохождения модуля:
- Понимание базовых механизмов рынка венчурного финансирования
- Заполненная инвестиционная презентация по проекту